Главная / НАУКА / Ученые предложили версию случившейся 66 миллионов лет назад на Земле глобальной катастрофы

Когда 66 миллионов лет назад в Землю врезался массивный космический камень, он уничтожил огромное количество живых организмов и положил конец царствованию динозавров. Теперь ученые говорят, что у них появилась новая информация, из чего он состоял, пишет The Guardian.

Эксперты, изучающие материалы, собранные во время этого события, говорят, что они обнаружили явные признаки, подтверждающие идею, что ударный кратер Чиксулуб был образован богатым углеродом астероидом С-типа, который первоначально сформировался за орбитой Юпитера.

Марио Фишер-Гёдде, соавтор исследования из Кельнского университета, рассказал, что команда сейчас заинтересована в изучении отложений, связанных с воздействием, которое, по некоторым предположениям, привело к крупному вымиранию около 215 миллионов лет назад.

“Возможно, таким образом мы смогли бы выяснить, будут ли столкновения с астероидами типа С с большей вероятностью вызывать массовые вымирания на Земле”, — говорит он.

В статье, опубликованной в журнале Science, исследователи сообщают, как ученые изучали различные типы, или изотопы, рутения в слое материала, который осел на Земном шаре после столкновения 66 миллионов лет назад.

“Этот слой содержит следы обломков астероида”, — рассказал Фишер-Гедде.

Команда выбрала рутений, потому что этот металл очень редок в земной коре, отмечает The Guardian.

“Таким образом, рутений, который мы находим в этом слое, почти на 100% получен из астероида”, — говорит Фишер-Гедде, добавив, что это дает ученым возможность определить состав и, следовательно, тип самого объекта столкновения.

Команда обнаружила, что образцы слоя из Дании, Италии и Испании имеют одинаковый изотопный состав рутения.

По словам Фишер-Гедде, полученный результат отличается от состава, который обычно встречается на Земле, что исключает теорию о том, что присутствие рутения и других металлов, таких как осмий и платина, связано с прошлыми извержениями вулканов Декан Траппс.

Команда также поставила под сомнение возможность того, что объект столкновения был кометой, заявив, что изотопный состав рутения в образцах отличается от состава метеоритов, которые, как полагают, являются фрагментами комет, потерявших свой лед.

Вместо этого результаты исследования изотопов рутения соответствуют среднему составу метеоритов из углеродистых астероидов (С-типа) – богатых углеродом космических пород, которые могли образоваться в начале Солнечной системы за орбитой Юпитера.

Но остаются вопросы, откуда именно взялся астероид до того, как он направился к Земле.

Фишер-Гедде сказал, что астероиды типа С сегодня можно найти в поясе астероидов, расположенном между Марсом и Юпитером, потому что вскоре после образования Солнечной системы Юпитер мигрировал, рассеивая астероиды в процессе.

В результате он предполагает, что злополучный космический камень, вероятно, происходил именно оттуда.

“Возможно, произошло столкновение двух астероидных тел в поясе и затем этот обломок как бы пересек орбиту Земли. Это может быть одним из сценариев”, — сказал ученый, хотя и отметил, что есть и другие возможности, в том числе, что это произошло из облака Оорта, которое, как считается, окружает Солнечную систему.

Доктор Крейг Уолтон из Кембриджского университета, который не принимал участия в работе, сказал, что исследование является захватывающим, хотя, по его мнению, остается неясным, был ли объект столкновения астероидом или кометой.

“Тем не менее такого рода работа дает нам все более детальное представление о природе объектов, которые так драматически повлияли на историю Земли”, — сказал он.