Главная / КУЛЬТУРА / Зданию Малого театра исполнилось 200 лет: каким будет юбилейный год

Зданию Малого театра исполнилось 200 лет: каким будет юбилейный год

Труппа Малого театра. Фото Евгений Люлюкин

У здания театра сидит драматург Александр Островский. Весьма сурово он смотрит на москвичей и гостей столицы, но особенно пристально разглядывает всех, кто входит в двери Малого театра. Еще бы! Ведь это и его зрители. Все 48 пьес, вышедших из-под его пера, поставили силами Малого театра. Здороваемся с Александром Николаевичем и спешим внутрь. 

14 октября 1824 года (26 октября по новому стилю) впервые исполнили Увертюру на открытие Малого театра, написанную Александром Верстовским специально для первого спектакля в новом здании. Ее сыграли прямо перед постановкой «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря». 200 лет спустя Увертюра вновь прозвучала на сцене Малого, но уже по случаю двухвекового юбилея здания, которое хоть и пережило несколько реконструкций, но сохранило свой облик, во многом благодаря уважению всех, кто попадает сюда, к традициям и великому наследию прошлого. 

Сцена Малого театра помнит великих артистов: Михаила Щепкина, чье имя носит Высшее театральное училище при Малом театре, Прова Садовского, славу которому принесли роли в пьесах Островского, блистательных Марию Ермолову и Александра Ленского… Позднее здесь играли Элина Быстрицкая и Юрий Соломин, который с нетерпением ждал юбилейный день родного театра. Сегодня перед нами Светлана Аманова, Валерий Афанасьев, Александр Клюквин, Игорь Петренко и другие прекрасные артисты, которыми славится театр в наши дни.

После исполнения Увертюры в зале воцарилась темнота, которую мгновение спустя пронзил луч света, постепенно охвативший всю сцену. На ней собрались артисты и руководство Малого, чтобы поделиться планами празднования знаменательной даты и рассказать, что для них значит Малый театр.

Слово взял главный режиссер театра Алексей Дубровский. Он рассказал об амбициозных планах празднования юбилея. Не оставили зрителей без подарка в виде премьеры «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» по Дмитрию Ленскому, который сам был актером Малого и первым исполнил роль Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя именно на этой сцене. Такой мост из XIX столетия в современность. Над сценографией спектакля работает Максим Обрезков. Музыку написал Александр Чайковский. Сценическую версию текста подготовил Сергей Плотов. В спектакле заняты Александр Клюквин, Андрей Чернышев, Валерий Афанасьев и молодые артисты. 

Кстати, о молодых артистах театра тоже зашла речь. С тех пор, как театром стал руководить Юрий Соломин, да и по сей день, молодым артистам здесь дали зеленый свет.

— Сейчас золотое время для молодежи в Малом театре, — рассказывает Алексей Дубровский, — есть случаи, когда человек только выпустился из Щепкинского училища и сразу же получил главную роль. Но для него эта роль — серьезный экзамен. Тем не менее, возможность ее сыграть на одной из сцен нашего театра появляется у каждого молодого артиста без исключения.

Алексей Дубровский. Фото Евгений Люлюкин

Также главный режиссер приоткрыл завесу тайны другого любопытного проекта, который на данный момент находится на стадии разработки, — «Диалог со зрителем», близкий родственник «Диалога времен», который проходит уже не первый год. Идея того, что зритель остается после спектакля, встречается с актерами и участвует в обсуждении насущных тем, которые в нем поднимаются,  оказалась востребованной. И ее решили расширить до масштаба страны — планируются просветительские поездки по всей России. Войти со зрителем в диалог важно не только на сцене, но и после спектакля. 

В течение всего театрального сезона будет работать выставка «Юбилейная коллекция», для которой музейный фонд Малого специально предоставил ряд уникальных экспонатов, которые демонстрируются впервые. 

К театру с поздравлением обратился заместитель директора Малого театра по творческим вопросам Борис Любимов, который напомнил, что дом Малого театра включает в себя и зрителей:

«Представьте себе, кто побывал в Доме за 200 лет его существования? И простые люди, и студенты, и преподаватели, купцы, люди высокого интеллекта, замечательные писатели от Пушкина и Гоголя, художники, архитекторы, мыслители. Лучшая статья театрального критика всех времен и народов Белинского — «Мочалов в роли Гамлета». И поводом для нее стало искусство Малого театра и, прежде всего, Мочалова».

Также Любимов отметил, что «это не просто 200 лет зданию, а 200 лет великого русского театра и великой русской культуры».

Светлана Аманова, Игорь Петренко, Александр Клюквин. Фото Евгений Люлюкин

В адрес театра прозвучали теплые слова и признания от артистов. В высказываниях многократно звучало слово «дом» — «Дом Щепкина», «Дом Островского», «Дом Соломина». Актер Игорь Петренко отметил, что Малый театр спустя 200 лет стали называть не только домом, но и храмом, благодаря тем людям, которые его наполняют, тем, «кто несет его душу и мысль». 

— Для меня как для артиста, который находится в середине своего пути, — начал Игорь Петренко, — большое счастье — осязать, видеть, слышать, как работают твои коллеги, партнерствовать на сцене с ними. Все пропитаны одной идеей, на всех одна душа. Когда ты слышишь, как работают наши мастера, как они владеют словом, как они владеют чистейшей интонацией, чистотой мысли, понимаешь, какое это счастье. Пускай что-то не получается, но у тебя есть путь. Счастье находиться именно в этом пути! Желаю счастья всем в нашем Доме и вдохновения!

Кстати, о владении словом. Несмотря на то что артисты Малого театра многие годы считаются носителями эталонной московской речи, вскоре здесь появится специалист, который будет продолжать эту линию, работая с артистами от читок до выпуска спектакля.

О традициях говорила и Светлана Аманова, которая также поздравила Дом с юбилеем и напомнила, что именно здесь был заложен фундамент русского психологического театра.

— Начиная с Михаила Щепкина, который всю жизнь искал правду жизни на сцене, последующие поколения чувствовали огромную ответственность, понимание своей миссии, — сказала Аманова.

Также она отметила, что все актеры, выходя на подмостки Малого, понимали, что эта сцена — высшее явление русского сценического искусства.

Источник

Оставить комментарий