Фильм «Истребители» стал едва ли не самым «ударным» произведением советского кинематографа, фактически продвигающим тогда, незадолго до начала Великой Отечественной, идею успехов развития Красной армии, ее боеспособности.
Причем стараниями авторов и актеров сделано это не прямолинейно, а с помощью увлекательных сюжетных ходов. В «Истребителях» перед зрителем раскручивается классическая история любовного треугольника. Центральные персонажи — девушка Варя и два парня, Сергей и Николай, очарованные ею еще со школы, где вместе учились. Став истребителями, оба главных героя попадают в одну и ту же часть. Сергей во время городского праздника спасает случайно оказавшегося в опасности мальчика, но при этом получает повреждение глаз и слепнет. Став инвалидом, пытается порвать отношения со своей избранницей Варей. Потом, благодаря умениям маститого профессора-окулиста, ему удается вернуть зрение, и влюбленные вновь воссоединяются. Хеппи-энд!
Все эти хитросплетения человеческих чувств, эмоций даны на фоне героической службы военных летчиков. Получилась такая агитка, зовущая советскую молодежь в небо. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько сотен вчерашних школьников, посмотрев фильм «Истребители» (а некоторые ходили на него в кино так же, как на любимого всеми «Чапаева», по 5-10 раз!), решили поступать в летные училища. С одним из таких «агитированных фильмом» довелось в свое время встречаться корреспонденту «МК».
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник Георгий Константинович Мосолов, делясь подробностями своей биографии, признался, что первым толчком к выбору профессии военного пилота стали кадры фильма, увиденного еще пацаном на киноэкране: «Мне тогда только еще 14 исполнилось. А картина «Истребители» «атаковала», что называется «в лоб», как наши асы, — не увернуться! Картина имела громадное воспитательное значение и для меня, для многих моих сверстников».
Сейчас, конечно, какие-то сцены 85-летнего фильма-юбиляра смотрятся несколько наивно, порой выглядит перебором излишняя патетика.
В истории, связанной с созданием «Истребителей», есть очень интересные и даже загадочные моменты.
Один из них относится к эпизоду из служебных будней летчиков. Командир дает задание главным героям, лейтенантам Сергею Кожухарову и Николаю Мельникову, подняться в воздух, чтобы испытать новый прибор для слепых полетов. Говоря современным языком, это система видеонаблюдения, передающая изображение на расстоянии. Истребитель оборудован аппаратурой, позволяющей получать динамичную картинку на экране некоего монитора, который зрители видят установленным в кабине пилота.
По нынешним временам вполне привычная вещь. Но тогда, в предвоенные годы, телевидение еще только-только начинало свой путь. И среди самых первых пользователей такой необычной техники были как раз военные. Для них новинка открывала огромные перспективы.
Еще в конце 1920-х первую, конечно, весьма примитивную, конструкцию разработал гениальный отечественный изобретатель Лев Термен. Опытный образец его системы «электрического дальновидения» показали наркому обороны Ворошилову. Тот заинтересовался чудом техники и высказал предположение, что подобную «штуку» хорошо использовать при охране государственной границы, на самолетах-разведчиках. А раз так… Климент Ефремович распорядился изобретение засекретить и продолжать его доведение «до ума» для армейских целей.
Но вдруг несколько лет спустя упоминание о некоем устройстве, передающем изображение на расстоянии, появилось в одной из самых популярных советских кинокартин — в фильме «Истребители», который только за первый год после выхода на экраны посмотрели более 27 миллионов человек. Вряд ли авторы ленты догадывались о том, что происходило в реальности с созданием оригинальных разработок для военных. Но как цензура пропустила их пророческие фантазии? Ведь данная техническая новинка была среди важных государственных тайн, а тут ее «киношники» открыли буквально всему миру!
В сталинском СССР и за куда меньшие прегрешения, подрывающие оборонную мощь страны, отправляли людей в застенки ГУЛАГа, а то и вовсе на расстрел. Однако здесь мы имеем дело с совершенно уникальным случаем.
Объяснить его можно, пожалуй, лишь тем, что ко времени завершения съемок «Истребителей» проект «дальновидения» для РККА так и не превратился в реальность. Вероятно, на самом армейском «верху» к нему охладели, а потому никто не стал придираться к разглашению создателями художественного фильма «никчемной» военной тайны, появившейся когда-то по воле Ворошилова.
Еще несколько интересных моментов, связанных с фильмом «Истребители».
Сыграть одного из центральных персонажей картины доверили молодому актеру Марку Бернесу. Образ лейтенанта Сергея Кожухарова стал первой его большой киноролью. При этом в титрах фамилию этого позднее очень популярного артиста указали непривычно для нас: «М. Бернэс».
Чтобы максимально достоверно изобразить поведение своего героя, когда тот потерял зрение, Марк Наумович специально поехал в Москву, где проконсультировался и получил полезные советы у знаменитого советского офтальмолога академика В.П. Филатова.
Партнер Бернеса по картине — студент Киевского театрального института Василий Дашенко, сыгравший друга-соперника — лейтенанта Николая Мельникова, почти сразу после окончания работы над фильмом стал настоящим военным. Когда началась война с Финляндией, Василий ушел на фронт добровольцем. Впоследствии Дашенко вернулся к актерской профессии.
Авторы киноленты рискнули снять очень трудный в техническом плане трюковой эпизод. По сценарию, один из истребителей во время полета обнаруживает, что внизу под ним на железнодорожной линии образовался завал из камней, деревьев, рухнувших телеграфных столбов, и если не остановить приближающийся к нему на всех парах пассажирский поезд, может произойти страшная катастрофа. Чтобы привлечь внимание людей, которым угрожает опасность, пилот вынужден вести свой самолет рядом с составом буквально над самой землей и семафорить руками военному, находящемуся в одном из вагонов, предупреждая его о необходимости остановить состав стоп-краном.
Данный воздушный трюк с помощью профессиональных летчиков тщательно просчитали, заранее выстроили с точностью до секунды каждый маневр истребителя. Для съемок в воздух поднялись сразу два «ишачка» И-16. Один — «играющий» в фильме; за штурвалом этой машины сидел профессиональный авиатор — дублер Бернеса. А другая крылатая машина была двухместная — учебно-тренировочная. Во второй ее кабине находился кинооператор Александр Пищиков — первый мастер воздушных съемок в советском игровом кино.
Что касается еще одного участника того экстремального эпизода — поезда, то для пущей правдоподобности создатели картины решили снять в большинстве общих кадров обычный рейсовый состав с пассажирами.
Правда, бригаду паровоза, который его мчал по рельсам, все-таки заранее предупредили, что фокус с подлетающим почти вплотную истребителем — постановочный. Но люди, ехавшие в вагонах, остались в неведении. Так что их переживания, запечатленные кинокамерой, самые натуральные.
Интересная метаморфоза произошла с песней «Любимый город», написанной композитором Никитой Богословским на слова Евгения Долматовского. После первых показов фильма многие критики высказались по поводу нее весьма негативно. Мол, это «искусственно введенный романс, стилизованный под Вертинского». Однако простым зрителям музыкальное произведение понравилось. На протяжении многих последующих лет «Любимый город» в исполнении самого Марка Бернеса и других певцов часто звучал на концертах, в радиопередачах.