Главная / КУЛЬТУРА / Российские художники показали любовь в типографии Сытина

Российские художники показали любовь в типографии Сытина

Зал «Домой». Фото предоставлено организаторами выставки

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. 

Это формат в искусстве, когда зритель оказывается внутри срежиссированного художником пространства. Здесь нет акцента на отдельном произведении искусства, на картине или фотографии. Здесь важна ситуация в целом. Попадая в тематические пространства, вы чувствуете себя участником игры, в которую вам предлагают сыграть художники, — комментирует Анна Малай, одна из авторов работ, представленных на выставке.

В названиях залов просматриваются этапы взросления человека: «Мама, я здесь» — рождение, «Домой» — голос мамы, зовущей нас на обед после прогулки во дворе, «Школа» и первая школьная любовь за соседней партой, «Травма»…

Детство и отрочество

«Все начинается с любви» — знаменитые строчки Роберта Рождественского, которыми можно охарактеризовать первый этап любви. Мы приходим в этот мир и сперва принимаем любовь, а не отдаем. Прежде всего, это любовь родителей. Каждый из нас на первых порах жизни человек получающий. Об этом и рассказывают в первых залах. 

Зал «Мама, я здесь» показывает нам рождение человека, красно-белые цвета, использованные в инсталляции символизируют молоко и кровь.

— Опыт любви здесь — опыт подаренной жизни, появление на свет — первый заряд любви, который дает человеку его мать, — комментирует автор инсталляции.

В зале «Домой» мгновенно срабатывает машина времени (особенно она ударит током миллениалов) — это детство рожденных в 90-е. Художник Эльдар Ганеев предлагает сесть на старую карусель, которая была во многих дворах и прокатиться на ней в свое детство. То и дело звучит голос мамы: «Маша, домой!», через минуту снова: «Вася, домой!». Гуляя по другим залам, слышишь зов мамы, которая случайно угадывает имена посетителей. Эффект потрясающий. На родной голос «мамы», зовущей именно тебя, хочется пойти, чтобы вернуться в этот старый и милый дом, где на стене висит ковер с загадочными рисунками, которые рассматриваешь перед тем, как уснуть, где на стульях накиданы подушки и покрывала — домик! Где диафильмы открывали перед тобой мир сказок и историй, особенно ярких и красочных, если показывать их в темной каморке под лестницей, в которой скрывался микромир детей 90-х.

Зал «Школа». Фото предоставлено организаторами выставки

Следующая инсталляция — комната-школа: парты, стулья, тетрадь, ручка… Вместо стены — школьная доска, на которой среди формул по химии и физике, надписей «Классная работа» запечатлены «формулы» первой школьной, подростковой любви. Воспоминания о школьной любви у всех разные. Счастливыми можно поделиться прямо здесь, записав их на тетрадном листочек и повесив на школьную парту, а разочарования «похоронить» в урне для праха первой любви.

Взрослая жизнь

Чем старше мы становимся, тем больше вопросов к миру и к себе у нас возникает. Зал «Будуар» напоминает о существовании мифа о том, что девушке приходится прикладывать много усилий, чтобы встретить свою любовь. В розовой женской спаленке выставлена напоказ одна большая ирония на женскую рутину красоты. Нужно ли это, чтобы тебя полюбили? И главное: а любишь ли ты себя сама?

Вдохновленный русской литературой зал «Душа» говорит о воспарении души человека от чувства любви. К чему это приведет: к легкости и счастью или к болезненному падению на землю?

Самый тяжелый зал «Травма». Здесь зрителю предстоит столкнуться с обратной стороной любви. В центре зала в глаза бросается лестница, которая производит очень небезопасное впечатление (сделано это, конечно же, намеренно и беспокоиться не о чем). Она здесь выступает как предостережение о том, что в мире не всегда есть опора на дом, на родителей, на партнера и, пожалуй, самое страшное — на себя. Сверху предлагают посмотреть на работы «Брейгеля современности» Си Ло, который показывает, что происходит в мире, в котором люди охвачены враждой и ненавистью, где нет места любви.

Зал «Душа». Фото предоставлено организаторами выставки

— Травмированный человек обрастает масками, болью и оказывается внутри своеобразной «крепости», созданной им самим, — продолжает она, показывая зал «Призраки», где автор Karman Verdi мыслит «комнатно», показывая взаимосвязь внутреннего состояния человека и пространства вокруг него. Кстати, истории героев вполне реальны, их можно узнать с помощью специального чат-бота. Комната каждого героя прямо пропорционально отражает объем его внутренней травмы. Визуализация и красивая, и страшная. Невольно проводишь сравнение со своей комнатой и задумываешься…

Исцеление

«Круги ада», в которые пришлось погрузиться, оказались небезнадежными. Перед рассветом ночь всегда самая темная, как гласит народная мудрость. Здесь художники проводят своего зрителя за руку по этапам возрождения, первым из которых является символичная птица-феникс. Далее слезами мы очищаем душу и делимся объятиями в зале «Поцелуй в губы», где можно обнять огромное пушистое облачко-сердце и покататься на таком же пушистом диване на колесиках, погружаясь в мир игры, детства, где царила безусловная любовь. Наполненные любовью, мы приходим в зал «Летопись», к нашему роду и традициям, что напоминает о том, в чем можно (и нужно!) искать опору.

Зал «Пробуждение» представляет собой «комнату ментального здоровья», которая, возможно, ждет нас уже в ближайшем будущем. Здесь предлагают расположиться на больничных койках, окруженных растениями и понаблюдать за терапевтическим видео, созданным с помощью искусственного интеллекта. Что будет, если делегировать заботу о человеке и его здоровье алгоритмам?

Завершается выставка инсталляцией под названием «В зале ожидания нет свободных мест». Из любопытных объектов здесь весы, которые показывают в цифрах, сколько любви живет внутри вас; интерактивная сфера, которая запрограммирована на считывание объятий в зале — она тут же начинает пульсировать красным цветом. Но важно другое.

Стены зала обиты хромакеем — зеленой тканью, которую используют при съемках видео, чтобы при монтаже наложить нужный фон. Сидя на стульях прямиком из зала ожидания аэропорта, нам предлагают поразмышлять самим, какой фон подставить, чем заполнить это пространство в себе, чем заменить внутренний хромакей нашей души? (если в детстве мы лишь принимали любовь, то теперь, пройдя этот сложный путь, мы превращаемся в человека дарующего).

Свой ответ на вопрос «Что есть любовь?» можно записать прямо здесь на бумаге и оставить в одном из ящиков, где бережно хранятся письма посетителей выставки. А еще их можно почитать: признание в любви половинке, родителям, письмо-прощение, записка с котиком и пожеланиями любви, доброе послание читающему — сокровищница человеческой мысли. Хорошо бы их издать, не зря ведь выставка расположилась в здании, где в дореволюционные времена находилась важнейшая типография.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий