В России в 2025 году справедливая пенсия для неработающих граждан должна составлять 40% от средней зарплаты, заявил депутат Мособлдумы, председатель Союза пенсионеров Московской области Анатолий Никитин. Это означает, что размер пенсии в Москве должен составлять на данное время 62,5 тыс. руб.
Никитин также подчеркнул, что минимальный размер пенсии во всех регионах должен составить 35 тыс. руб. Для сравнения, по прогнозу главы Минфина Антона Силуанова, данный показатель в 2025 году достигнет только порядка 24 тыс. руб.
При этом в последнее время соотношение пенсии к зарплате (коэффициент замещения) продолжает снижаться. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата по итогам первого полугодия 2024 года составила 83,582 тыс. руб., средняя назначенная пенсия — 20,877 тыс. руб. То есть коэффициент в первом полугодии текущего года стал самым минимальным по крайне мере за последнее десятилетие.
«СП» опросил экспертов, чтобы оценить, насколько справедлив уровень в 40% в качестве соотношения пенсии к зарплате.
— Это минимальная норма в рамках Конвенции Международной организация труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения, которая вступила в силу в России с 1 января 2019 года. По мировым меркам 40% — это «троечка». У нас сегодня показатель составляет 24,7%, в этом плане мы «двоечники», — подчеркнул экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
— Мы со времен начала проведения пенсионной реформы в 2019 году, внедрения пенсионного балла двигаемся устойчиво вниз. Так, этот показатель в России снизился с 33% в 2018 году до 26% в 2023 году. При этом в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) коэффициент замещения составляет 80%, а в некоторых государствах бывает даже более 100%.
В 2025 году этот показатель невозможно повысить до 40%. Ситуация достаточно тяжелая, индексация пенсий маленькая. Пенсионный балл до сих пор не отрегулирован, как его считать — тяжело понять, все это средняя температура по больнице. Резкий рост зарплат при этом ведет к тому, что коэффициент замещения уменьшается.
«СП»: Как можно изменить пенсионную систему?
— Сейчас в России пытаются улучшить ситуацию с точки зрения солидарных пенсий, то есть традиционного пенсионного обеспечения. Но это даст небольшой эффект.
Все будет зависеть от темпов роста ВВП. Чтобы прийти к 40% коэффициенту замещения, нужно в течение нескольких лет поддерживать темпы экономического роста в 3−4%, но пока мы не можем себе этого позволить. Коэффициент может повысится до 25−27%, возможно и до 28%, но отрыв от 40% все равно будет достаточно серьезным.
Если говорить о развитых экономиках, то там доля накопительной пенсии (в рамках этой системы накопления не тратятся на текущие пенсионные выплаты, а находятся на лицевом счете застрахованного лица, где инвестируются и приносят доход — «СП») составляет половину и даже больше от всех выплачиваемых пенсий. У нас накопительная пенсия абсолютно не развита, что не способствует стабилизации в периоды крупных экономических кризисов. Накопительная пенсия позволяет людям чувствовать себя более стабильно, при этом это она является дополнением к традиционной, распределительной пенсии.
В России программы долгосрочного сбережения, страхования жизни только начинают работать. Может через 3−4 года можно будет говорить о каком-то эффекте. Тем не менее надо двигаться дальше, нужно выходить хотя бы на паритет страховых и накопительных пенсий, в таком случае получится достигнуть 40% до 2030 года. Но пока вес накопительной пенсии в пенсионной системе минимален.
При этом демографическая обстановка будет осложнять ситуацию с пенсиями. До 2035 года у нас пока не просматривается прироста населения. При этом будет расти число пенсионеров.
После 2035 года будет немного другой демографический тренд, ситуация будет стабилизироваться. Но пока расходы на пенсии будут расти. Чтобы подтягиваться к уровню 40% соотношению пенсии к зарплате нужны совершенно другие темпы роста ВВП, другой рост производительности труда.
Выход к целевому показателю должен быть логичным следствием структурной перестройки, которая сейчас идет в экономике.
— Менять пенсионную систему можно и нужно. В начале 2000-х годов мы провозгласили необходимость накопительной пенсии. Но позже с годами стали фактически уходить вновь к распределительной системе, когда деньги идут в общий котел, и там распределяется в зависимости от того, кто сколько заработал. Я считаю, что это не очень правильно. Накопительный принцип все-таки хороший, он предполагает сохранение своей накопленной части и должен был реализован в пенсионной системе, — подчеркнул доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
— Также следует отметить, что пенсионная система должна быть более понятной. Несколько лет назад в России снова изменили пенсии, был введен счет по пенсионным баллам, которые надо зарабатывать. Стоимость пенсионного балла определяется государством (к примеру, в 2025 году минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов для выхода на пенсию составит 30 единиц — «СП») В общем, она стала малопонятной для граждан. Поэтому пенсионное обеспечение должно быть более прозрачным. Это не сущностное изменение, но оно важное.
«СП»: Возможно ли существенно нарастить пенсии?
— Если бы было возможно, то можно было бы двумя руками за это голосовать. Как пример, можно достичь коэффициента замещения в 60%, как это наблюдается в наиболее развитых странах. Но следует понимать, что дефицит федерального бюджета будет существенный, хотя в процентном соотношении не такой большой (1,173 руб. или 0,5% ВВП в 2025 году — «СП»).
Бюджет дефицитный — даже при том, что с 1 января 2025 года будут существенно повышены налоги. К примеру, налог на прибыль вырастет с 20% до 25% и будет введена прогрессивная шкала подоходного налога — граждане будут платить 15% НДФЛ за доход выше 5 млн руб. в год.
Эти изменения принесут дополнительно более чем 2,5 трлн руб. только в федеральный бюджет. При значительном дефиците, учитывая отсутствие лишних денег у пенсионного фонда, будет тяжело масштабно нарастить объем пенсий только за счет трансфертов из федерального бюджета.