Главная / БИЗНЕС / В Минтрансе объяснили схему перевозки топлива с 1 января

В Минтрансе объяснили схему перевозки топлива с 1 января

В Минтрансе объяснили схему перевозки топлива с 1 января Схема доставки нефтепродуктов по ж/д может измениться с 1 января 2025 года после возобновления действия правил недискриминационного доступа

Фото: Елена Майорова / Global Look Press

С 1 января 2025 года после вступления в силу правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта (ПНД), действие которых приостановлено последние два года, схема перевозки нефтепродуктов изменится. Об этом сообщил журналистам замминистра транспорта Алексей Шило в кулуарах выставки «Транспорт России».

«Если мы работаем строго по ПНД, то у нас нефтепродукты и так имеют достаточно высокий приоритет. То есть если это субсидированная перевозка — это четвертая очередь, если это перевозка внутрироссийская — шестая очередь», — сказал он.

С марта этого года нефтегрузы транспортируются по железной дороге в третьей приоритетной очереди согласно временным правилам очередности перевозки. Эти правила заменили ПНД в период их приостановки в 2022 году в связи с необходимостью оперативно вывезти продукцию предприятий, лишившихся привычных рынков сбыта в Европе. Утвержденная правительством в конце мая 2024 года обновленная редакция постоянных правил должна была вступить в силу с 1 сентября, однако в августе власти отложили это до начала 2025-го. Таким образом, приоритет нефтепродуктов закрепился до конца этого года.

Повышению приоритета по железной дороге предшествовал продолжительный спор между нефтяниками и РЖД. В начале 2023 года крупнейшие НПЗ массово отмечали участившиеся отказы перевозчика принимать продукцию к транспортировке на восток. Летом того же года Минэнерго предложило повысить очередность вывоза всех нефтепродуктов в экспортном и внутреннем сообщениях до четвертой очереди. В конце августа глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину по вопросу сокращения поставок нефтеналивных грузов по железной дороге в восточном направлении, писал «Коммерсантъ». Он предложил поручить правительству проработать новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре: по мнению Сечина, она должна быть основана на принципе максимизации доходов бюджетной системы России, исключении приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям с высокой добавленной стоимостью, приоритете всех грузов, производимых на предприятиях непрерывного цикла, в том числе занимающихся производством нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ.

За несколько месяцев до возобновления ПНД вице-премьер Александр Новак неоднократно поручал профильным ведомствам — Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе — оценить и проработать риски, связанные с этим, потому что после вступления в силу постоянных правил нефтепродукты должны были перейти в зависимости от направления отправки — субсидируемая, внутренняя и экспортная — в шестую очередь и ниже.

По мнению Шило, при транспортировке ключевых номенклатур грузов в соответствии с ПНД нефтепродуктам и минудобрениям, которым в период работы временных правил очередности перевозки РЖД повышали приоритет, преференции будут не нужны. Необходимость приоритизировать отдельные грузы замминистра объяснил тем, что ранее для поддержки угольщиков принималось решение «поднять» твердое топливо в третью очередь. «Поскольку уголь занимает большую долю, то начинает вытеснять те грузы, которые должны бы быть в более приоритетном порядке. Но из-за того, что уголь выбирает полностью всю квоту, уже нефтепродуктам не остается места», — уточнил Шило.

Так, перевозкам нефтепродуктов с 1 января повышенного приоритета не потребуется «при строгом соблюдении ПНД», согласно которому сырьевые энергетические грузы в универсальном подвижном составе (полувагоны, используются для транспортировки угля. — РБК) занимают одиннадцатую очередь. Сейчас экспортные потоки угля в восточном направлении транспортируются по соглашениям РЖД с шестью регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой. В этом году объем вывоза предусмотрен на уровне 100 млн т, больше половины, 54,1 млн т, — из Кемеровской области. По состоянию на ноябрь 2024 года власти прорабатывают вопрос об изменении этой схемы после обращения гендиректора РЖД Олега Белозерова к президенту с просьбой рассмотреть возможность непродления соглашений в 2025 году.

«Если вдруг» будет принято решение снова «какой-то большой объем угля» повысить до третьей очереди, тогда может потребоваться дополнительное решение. Однако, если не приоритизировать уголь, нефтепродукты «могут не переживать», потому что будут «выезжать» в соответствии с правилами. «Всего у нас очередей двенадцать, и получается, что они, нефтепродукты и удобрения, имеют достаточно высокий приоритет», — резюмировал замминистра.

Читайте РБК в Telegram

Источник

Оставить комментарий