Главная / КУЛЬТУРА / Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

Любовь Попова. Пейзаж с красным домом и прачкой. Пейзаж с женскими фигурами. Мост. Ивановское. Фото Марина Чечушкова

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском конструктивистском театре, «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее, «Мы — звуколюди» в Музее музыки. Эстафетную авангардную палочку перехватил и Еврейский музей, где открылась первая за 35 лет монографическая выставка авангардистской художницы Любови Поповой. Символичное совпадение: художница ушла из жизни в 35… Однако за столь короткую жизнь Попова сумела ярко о себе заявить и оставить богатое наследие. Большую историю ее быстрой жизни здесь сумели рассказать в относительно компактном пространстве, насытив информацией каждый зал. И тут есть чем полюбоваться, чему удивиться и вдохновиться.

Вариантов осмотра экспозиции два. Все дело в том, что здесь есть два типа залов: охристые, посвященные биографии Поповой, и белые — о ее творчестве. Можно идти по хронологии, изучая ее жизнь и творчество в этот период, а можно сделать два круга — один по жизни, а другой — по творческому наследию. Мы выбрали первый вариант.

Уютные биографические залы, напоминающие стены дома, повествуют о жизни художницы с ранних лет. Например, в первом «жизненном» зале обнаруживаем ее семейное древо, детские снимки, а по соседству знакомимся с работами периода юности. На них деревенские домики, родное для Любочки Красновидово. Сложно поверить, что все это — тоже работы Поповой. Выныриваем из отчего дома и сразу улетаем в Европу…

«Часы» из платьев. Дизайн тканей разработала Любовь Попова. Фото Марина Чечушкова

Приземляемся во Франции. Важно: особую ценность экспозиции составляют контекстные материалы — работы друзей, учителей Поповой, среди которых Казимир Малевич, Варвара Степанова и многие другие. А также личные документы, воспоминания современников и памятные фотографии, которые раскрывают человеческие качества Любочки (кстати, так ласково ее называл коллекционер Георгий Костаки, внесший огромный вклад в сохранение наследия Поповой, хотя лично знакомы они не были).

Забавные воспоминания связаны с учебой Поповой в Европе. В Париже Попова училась у создателей кубизма в академии La Palette. Но потусить и покутить художница тоже успевала. Вместе со своими подругами Верой Мухиной и Изой Бурмейстер Попова путешествовала по Европе. Не без приключений, конечно. Сохранилось воспоминание Веры Мухиной о том, как во время поездки по Италии девушки много гуляли пешком, но ничего не съели за день. Зашли в тратторию, там пили вино. Спать легли прямо на дороге. А наутро, когда будущая звезда скульптуры проснулась, увидела, как пара англичан «перешагивает через Любины ноги».

Любовь Попова. Установка для спектакля «Великодушный рогоносец». Фото Марина Чечушкова

Важная часть экспозиции посвящена театральным работам Поповой. «Инициацией» стало сотрудничество с Александром Таировым в рамках создания спектакля «Ромео и Джульетта». Проект не был осуществлен, но работа над ним стала творческой лабораторией, где Любочка нащупала свой сценографический язык, который мы наблюдаем в эскизах. А вот другие театральные проекты принесли Поповой славу. Она принимала участие в создании «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда, создала сценическую конструкцию. Кстати, разгорались нешуточные споры насчет авторства художницы, но все же это действительно ее работа. Подобная конструкция на театральной сцене использовалась впервые — разноуровневые площадки, лестницы, пандусы, даже спортивные снаряды для актеров, которые активно взаимодействовали с декорацией во время действия. Впечатляет! Не только декорации, но и сценические костюмы, точнее, прозодежда (производственная одежда) для актеров, тоже созданная Поповой.

Еще одна работа с Мейерхольдом — «Земля дыбом», для которой на сцену перенесли мостовой кран, правда, не подлинный, а в серьезной художественной доработке. Хотя, в отличие от «Великодушного рогоносца», в этом спектакле взаимодействие актеров с конструкцией было менее активным и в основном разворачивалось на планшете сцены. Но размах идеи впечатляет. Интересной находкой художницы стали световые лозунги на экране, закрепленные на установке, которые не только украшали сцену, но и добавляли смысловые акценты.

Любовь Попова. Фото Марина Чечушкова

Другой творческой вехой в биографии Поповой стало производственное искусство. Проще говоря, художница занималась дизайном ткани, которую она сравнивала с плоскостью картины. Композиционно сложные, но выразительные узоры спустя сто лет переживают возрождение — воплощение ее эскизов можно обнаружить в современном дизайне. Сегодня мы бы сказали, что она была дизайнером одежды масс-маркета. Ее творчество вышло за рамки мастерской и попало в гардероб многих советских женщин. В экспозиции особенное внимание привлекает огромная конструкция, похожая на часы. «Циферблатом» стали образцы тканей из натурального шелка, изготовленных по эскизам Поповой, а «стрелками» — два пустых силуэта платьев, которые, «тикая», позволяют взглянуть на то, как разные ткани выглядят непосредственно на нарядах. Между прочим, стильно и необычно.

Источник

Оставить комментарий

Виагра