Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.
Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и переиграл всех. Да еще сказал, что были предложения «дикого» Запада, но он и здесь не сказал им ни слова, ни разу не проговорился, вел себя как партизан на допросе. Да, героически отклонил их просьбы-требования раскритиковать Россию. Не поддался на уговоры, и вот вердикт свыше: Познер — патриот. А значит, вэлком ту Раша.
На самом деле Владимир Владимирович болен, как никто другой, высокой болезнью. Болезнь называется «телевидение». Это наркотик, от которого нельзя отказаться ни в коем случае. Мания, которая раз и навсегда притягивает так, что не оторваться. И из-за этого Познер готов практически на всё.
В 90 лет на ТВ — сей поступок достоин рекорда Гиннесса, не меньше. У него, конечно, много ненавистников, очень много, уже готовых назвать человека предателем. Ну пусть говорят, а он знает свое дело, ни на кого не обращает внимания. Он опять на ТВ-экране, и это повод рассмотреть его новую работу очень внимательно.
«Турецкая тетрадь» это про что? Кажется, он искренне хочет понять страну, которая еще так недавно по времени была империей, однако распалась. Хочет понять, что это такое — быть и Востоком, и Западом одновременно, смешивая в себе все достоинства, достижения, но и нестыковки, само собой, «свободной» Европы и «сонной» Азии. И еще: Познер — человек с двойным дном, для него нет ничего однозначного, поэтому, безусловно, мы видим Турцию, а подразумеваем Россию. Уж очень много похожего.
Познер путешествует по Турции один. Да, поначалу думаешь, что это большой минус для фильма; но потом… Новый старый ведущий, как оказалось, заполняет собой все пространство. Его крупные планы — отдельная песня, его живые глаза, стремление понять сами по себе достойны особого фильма. Познер, уже видевший в этом мире абсолютно все, не теряет интерес к жизни. В данном случае к одной отдельно взятой стране. Он так хочет докопаться до истины в этих своих сравнениях, ассоциациях, узнать уклад, по которому живет бывшая империя. Ну правда, у нас Петр I, у них Ататюрк, открывшие окно в Европу; у нас своя специфика, у них своя. У них демократия, где огненные выборы, когда ничего не ясно, не предсказуемо, где даже первый парень на деревне может оказаться последним…
Турецкая семья, взаимоотношения мужчины и женщины, свобода слова, одежда, телесериалы — Познер вникает буквально во всё. Он ходит по Турции словно мудрый дервиш, буквально как у себя дома (хотя где дом Познера: во Франции, в Германии, в Америке? нет, все-таки, конечно, в России!). Он по-прежнему в хорошей форме и отлично смотрится. Беседуя с турецкими пенсионерами, выглядит там самым молодым, где-то даже юным, хотя эти старцы годятся ему в сыновья.
И еще: там отличная операторская работа, будто ты идешь по Турции прямо-таки вместе с Познером в системе 4D. И какая же замечательная музыка — турецкие мотивы… Ее написала Екатерина Чемберджи, отличный композитор, а по совместительству дочка Познера. Продюсер — Надежда Соловьева, она еще и жена Владимира Владимировича. Это семейный подряд, конечно.
Итак, он вернулся. Это событие для ТВ, для нашей жизни.
НАТАША