Главная / КУЛЬТУРА / За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

Случайный диптих работ о 90-х.

Большевики прекрасно знали, что полемика на страницах газет недоступна их «целевой аудитории» — рабочим и крестьянам. Почему? Ответ прост: массовая безграмотность. И дело не только в сложных политических идеях, которые мало понятны простому человеку. Большинство населения России начала XX-го столетия попросту не умело читать. Внимание, вопрос: как же оказать влияние на огромную массу неграмотных людей? А задачи у большевиков были масштабные. Сначала привлечь рабочих на свою сторону, а затем воспитать нового человека. Решение было найдено — плакат. 

Концепция агитационных плакатов предельно проста: яркие цвета с преобладанием броского красного, запоминающиеся короткие слоганы, часто рифмованные, порой даже частушечные. Картинка, объясняющая один, но важный и ясный сюжет. Один плакат формулирует одну идею и работает через внушение. Картинки люди с удовольствием и любопытством рассматривали, а текст был прост и легко запоминался, легко уходил «в народ» и передавался из уст в уста. Постеры развешивались где только можно: на улицах, в окнах зданий (кстати, именно поэтому Окна РОСТА получили такое название), в больницах и других общественных местах. Вот так непринужденно советская власть призывала людей к нужным действиям, побуждала обучаться грамоте, прививала полезные привычки вплоть до банального мытья, чистки зубов и бережного отношения к своему здоровью.

Менялись времена, менялись и темы плакатов. Для выставки в «Геликоне» отобрали самые яркие работы, которые позволяют зрителю быстро, но ярко прокатиться сквозь целое столетие. Кстати, начинается выставка вовсе не с плаката, а с… Бюста Ленина работы Георгия Лаврова, на котором вождь запечатлен в момент экспрессивной речи. И продолжается выставка тоже не плакатами, а (неожиданно!) платками, которые демонстрируют, как работали советская агитация и пропаганда. Уже здесь стоит остановиться и присмотреться: ваше любопытство поможет открыть несколько тайн. Платок подобен росписи под куполом храма. Неожиданно?

Георгий Лавров. Скульптурный портрет Ленина.

Известный факт, что Сталин окончил церковно-приходскую школу и продолжил свое образование в Тбилисской духовной семинарии, которую в итоге не окончил. Итак, в центре — «Христос Вседержитель» = Ленин. Дальше — «архангелы» и, конечно же, четыре «евангелиста» — Маркс, Энгельс, Калинин и… Дырка. На месте круглой дырки, которая, очевидно, была аккуратно сделана ножницами, был еще Троцкий. Портрет четвертого «евангелиста» был ликвидирован, и вот почему. Все дело в том, что партию платков как подарок делегатам сделали специально для первого всесоюзного учительского съезда. Но когда платки уже были выпущены, Троцкий был в немилости, и его «лик» с платков убрали. Однако есть несколько уцелевших экземпляров, редких. Одну религию заменили другой —  махнем не глядя?

Невозможно пройти мимо спортсменки с дискоболом в руках — работа Александра Дейнеки. И здесь пристальное рассмотрение откроет еще одну тайну.

Работать, строить и не ныть!

    Нам к новой жизни путь указан.

    Атлетом можешь ты не быть,

Но физкультурником — обязан!

Строки, призывающие трудиться и заниматься спортом. Красивая атлетка изображена в движении, настолько живо, что хочется пригнуться, чтобы тебя не задели. Но она на плакате не одна… На заднем плане бегуны, а прямо за ней — стрелок. Плакат 1933 года, а значит, незадолго до его создания появилось движение «Ворошиловский стрелок». Здесь он изображен на заднем плане, замечаешь юношу с оружием в руках далеко не сразу: все внимание перетягивает прекрасная девушка. Но этот паренек — символ подготовки страны к войне, кто бы что ни говорил…

Надолго зависаешь у серии плакатов, которые значительно выделяются на фоне остальных экспонатов. Не агитационные, а скорее просветительские подписи рассказывают о том, как следует вести себя молодой матери с ребенком. Что делать можно, а что не следует. Тема важная для того времени (а это работы 1920-х годов). Кругом голод и разруха после Первой мировой, революций, Гражданской. А стране нужно продолжение рода, новые люди, а значит, и здоровые роженицы и матери. С помощью простых плакатов, которые легко и быстро тиражировались, власти ставили задачу обучить молодых женщин уходу за младенцем и гигиене, чтобы дети росли здоровыми, ведь нужно было поднимать страну с колен… В полном объеме серию плакатов о материнстве представляют здесь впервые! 

Плакаты переносят из эпохи в эпоху — на вас смотрит улыбающийся Гагарин, а рядом его знаменитое «Поехали!», которое уже само превратилось в узнаваемый бренд. Строительство БАМа, Олимпиада-80 — куда ж без нее?

Завершается плакатная экспозиция работами, которые хоть и не являются диптихом, но вполне отражают происходящее. Дата их создания — 90-е. Первая работа руки Бориса Ефимова. Стиль, который многие узнают, похож на иллюстрации из журнала «Крокодил». На плакате — Горбачев и Ельцин, которые тащат тележку, нагруженную мешками с… проблемами (Да-да! Так и написано: «Проблемы»). Подпись на плакате: «Ребята! Давайте тянуть дружно!» Совсем другая риторика… Рядом с ним другая работа, ее автор Александр Уткин. На плакате женщина в русском национальном костюме, она вошла (словно не в ту) дверь. За ее спиной — прекрасная и безмятежная жизнь, голубое небо, зеленые луга, светлое будущее, которое внезапно стало прошлым. Ее нога ступила в разруху, на выжженную землю. Внизу скромная подпись: «Кому на Руси жить?»… Так и закончился Союз. А некрасовский вопрос не теряет актуальности и по сей день. 

Источник

Оставить комментарий